РЕЖИМ РАБОТЫ:
Пн. - Чт: 8:00 - 17:00
Пт: 8:00 - 15:45
Обед: 12:00- 12:45
Свяжитесь с нами,
и мы обязательно Вам ответим help1948637@yandex.ru
Согласие на обработку персональных данных
Общая информация

Предприятие в Щукине оснащает дозиметрами ледоколы и космические корабли



Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения (АО «СНИИП») на улице Расплетина отметил 70-летие. Именно здесь создали устройства радиационного контроля для первого в мире атомного ледокола «Ленин» и космического корабля «Спутник-5», на котором летали Белка и Стрелка.

От научных исследований до производства

АО «СНИИП» — часть госкорпорации Росатом. Здесь изобретают и производят приборы для контроля уровня радиации на атомных станциях, ледоколах, подводных и надводных кораблях ВМФ России.

— У нас предприятие полного цикла: от научных исследований и разработки до готовых приборов. Портфель заказов — 49 миллиардов рублей в год. Сейчас у нас трудятся 650 человек и есть вакансии для выпускников вузов, разработчиков, метрологов, производственных рабочих. Кстати, средняя зарплата — 109 тысяч рублей в месяц, — рассказывает директор СНИИП Александр Карцев.

За массивными дверями

В институте не только производят измерительную технику радиационного излучения. СНИИП — основная метрологическая лаборатория Росатома.

— Здесь проходят поверку измерительные приборы для всех 11 АЭС России, включая энергоблок плавучей атомной теплоэлектростанции на Чукотке, — говорит Александр Карцев.

Лаборатория находится глубоко под землёй. Поражают массивные металлические двери толщиной около полуметра, за которыми и находятся умные аппараты — установки для метрологических испытаний. Но меры предосторожности нелишни: работать приходится с материалами, которые излучают радиацию.

Приборы для новых ледоколов

Современный СНИИП вырос из Бюро ядерного приборостроения, которое было создано ещё И.В.Курчатовым в 1952 году. А уже спустя семь лет здесь разработали и установили приборы радиационной безопасности и контроля на первый в мире атомный ледокол «Ленин».

К слову, Россия — по-прежнему единственная страна мира, обладающая атомным ледокольным флотом. Сейчас в его составе шесть судов, ещё четыре строятся. Начальник отдела систем радиологического контроля Евгений Ветошкин показывает небольшие коробочки с электронными табло. Это новейшие цифровые блоки обработки данных, которые вскоре будут стоять на новых атомных ледоколах серии «Лидер».

— Ледоколы достроят через четыре-пять лет, а наши устройства для них уже готовы, — говорит Ветошкин.

Защитили космонавтов от радиации

Появление ледокола «Ленин» в 1959-м было мировым технологическим прорывом, сопоставимым разве со строительством космического корабля. Но и в космосе без разработок института не обошлось. Заместитель главного конструктора Игорь Черкашин рассказал, каким оборудованием оснащали космический аппарат «Спутник-5», на котором в 1960 году полетели в космос Белка и Стрелка.

— Это были регистраторы ионизирующего излучения. Нужно было понять, насколько в космосе облучаются живые существа, — пояснил Черкашин. Благодаря полученным знаниям на обитаемых космических станциях теперь есть отсеки для защиты космонавтов от космической радиации.

Перевернули представление о сейсмологии

Игорь Черкашин работает в институте уже 44 года. В 1990-х ему посчастливилось принимать участие в крупнейшем международном проекте исследований космического пространства «Интербол», в котором были задействованы около 20 стран мира. Тогда именно в этом институте создали приборы для изучения взаимодействия солнечной плазмы с магнитосферой Земли.

— Выяснилось, что солнечная плазма влияет на ядро Земли! А это может вызывать повышенную сейсмическую и вулканическую деятельность, — объясняет Игорь Черкашин. И это в итоге перевернуло представление о сейсмологии.





Полезные сайты